четверг, 7 февраля 2013 г.

рекомендации по составлению анкет и опросников

1,82 Mb.НазваниеМетодические рекомендации Пособие содержит описание диагностических методик, принципы их обработки и алгоритмы составления развивающих программстраница4/18Страженко А ВДата конвертации11.10.2012Размер1,82 Mb.Тип       4               Методика «Палитра интересов» Методика разработана на основе аналогичных методик для юношей и подростков. При изучении направленности интересов младших школьников следует учитывать и постоянно иметь в виду, что интересы у большинства детей данного возраста не четко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны. Важно также и то, что несмотря на отмечаемое исследователями отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями с одной стороны и способностями и одаренностью с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно. Ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности с одной стороны и как отправная точка для развития с другой. Общая характеристика Методика может использоваться педагогами и родителями. Ориентирована на работу с детьми 6 10 лет. Воспользовавшись представленной методикой, можно получить первичную информацию о направленности интересов ребенка. Это, в свою очередь даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка. Инструкция для детей В правом верхнем углу листа ответов запишите свое имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках, ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и так далее. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак « »; если нравится «+»; если очень нравится, ставьте «++». Лист вопросов Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе...» 1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность. 2. Читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести. 3. Петь, музицировать. 4. Заниматься физкультурой. 5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры. 6. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе. 7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу). 8. Играть с техническим конструктором. 9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами. 10. Самостоятельно рисовать. 11. Играть в спортивные подвижные игры. 12. Руководить играми детей. 13. Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми. 14. Ходить в магазин за продуктами. 15. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др. 16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных). 17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы. 18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам. 19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми. 20. Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных (кошки, собаки и др.). 21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др. 22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др. 23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи). 24. Самостоятельно, без побуждения со стороны взрослых заниматься различными видами художественного творчества. 25. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи. 26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение). 27. Ухаживать за домашними животными и растениями, помогать им, лечить их и т. п. 28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т. п.). 29. Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе. 30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями. 31. Игры-драматизации, участие в постановке спектаклей. 32. Заниматься спортом в секциях и кружках. 33. Помогать другим людям. 34. Работать в саду, на огороде, выращивать растения. 35. Помогать кому-то шить, вышивать, стирать или заниматься этим самостоятельно. Обработка результатов Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер: математика и техника; гуманитарная сфера, художественная деятельность, физкультура и спорт; коммуникативные интересы; природа и естествознание; домашние обязанности, труд по самообслуживанию. Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно уничтожаются). Способности, набравшие наибольшее число плюсов, доминируют. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность ответов испытуемых. Также необходимо учитывать, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам, в этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка. Чтобы полученная информация была объективной, попробуйте сами ответить на эти вопросы. Для этого начало вопроса несколько видоизменим: «Нравится ли вашему ребенку?..» Теперь сопоставьте свои ответы с ответами вашего ребенка. Для того чтобы это было более наглядно, воспользуемся графическим выражением результатов. Отложим на вертикальной оси У количество полученных единиц (плюсов и минусов), а на горизонтальной оси Х обозначим шесть выделяемых сфер (рис. 1). Рис. 1. Методика «Палитра интересов». В качестве примера мы приводим ответы восьмилетнего Антоши С. (сплошная линия) и его мамы (пунктир)Данная методика, так же как и предыдущая, кроме диагностической функции поможет и в решении коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.Методика Карта одаренности» Общая характеристика Эта методика создана автором специально для родителей. В основу ее легли собственные экспериментальные исследования, а также изучение опыта работы отечественных и зарубежных ученых. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчит

Методика «Палитра интересов» - Методические рекомендации Пособие содержит описание диагностических методик, принципы...

Комментариев нет:

Отправить комментарий